Ю. Анненков. Дневник моих встреч. Владимир Маяковский.
Печальная участь "Клопа" постигла также и "Баню", еще более откровенно противопартийную, чем "Клоп", поставленную в Москве 16 марта 1930 года и почти немедленно запрещенную властями. Главными героями "Бани" снова являлись зазнавшийся сталинский сановник Победоносиков и его секретарь Оптимистенко.
- "Оптимистенки из пьесы "Баня" Маяковского, которым кажется, что коммунистическое общество - это скакать верхом на палочке и всегда радоваться. Ничего подобного. Такого коммунистического общества мы не строим", - говорил Мейерхольд (стенограмма уже упомянутой здесь речи Мейерхольда, 27-го мая 1936 года).
Сюжет "Клопа" и "Бани", конечно, не нов. Не писал ли, 90 лет тому назад, Федор Достоевский в "Бесах":
- "Почему это все отчаянные социалисты и коммунисты в то же время и такие неимоверные скряги, приобретатели, собственники, и даже так, что чем больше он социалист, чем дальше пошел, тем сильнее и собственник... почему это?"
Не заглядывая так далеко, вспомним пьесу Максима Горького "Работяга Словотеков", написанную еще в 1920 году, и о которой я говорил уже в главе, посвященной М.Горькому. та же самая тема. Однако, с формальной стороны, пьеса Маяковского не имеет ничего общего ни с Достоевским, ни с Горьким, и осталась типично маяковской.
Тяжкие разочарования, пережитые Маяковским, о которых он говорил со мной в Париже (как и мой друг, гениальный Мейерхольд, во время своих приездов во Францию), заключалась в том, что (как они оба довольно поздно поняли) коммунизм, идеи коммунизма, его идеал, это - одна вещь, в то время, как "коммунистическая партия", очень мощно организованная, перегруженная административными мерами о руководимая людьми, которые пользуются для своих личных благ всеми прерогативами, всеми выгодами "полноты власти" и "свободы действия", это - совсем другая вещь. Маяковский понял, что можно быть "чистокровным" коммунистом, но - одновременно - совершенно разойтись с "коммунистической партией" и остаться в беспомощном одиночестве.
В январе 1929 года Троцкий был изгнан из СССР в Турцию. В том же месяце Рыков, Бухарин и Мдивани (первый "торговый представитель" СССР во Франции) были также арестованы, и массовый террор коснулся всех родов деятельности в СССР. Я упоминая здесь об этом для того, чтобы восстановить атмосферу, в которой Маяковскому пришлось создавать свои последние произведения.
22 февраля 1929 года Маяковский снова появляется в отельчике "Истрия", где он остается до 29 апреля. Возвратившись в Советский Союз, он публикует три последние поэмы, посвященные Парижу, или - в данном случае - парижанкам.
Красавицы
- В смокинг вштопорен,
- побрит, что надо,
- по гранд
- по опере
- гуляю грандом.
- Смотрю
- в антракте -
- красавка на красавице ......
- ............................
- Талии -
- кубки.
- Ногти -
- в глянце.
- Крашенные губки ............
- ............................
- Спины
- из газа
- цвета лососиньего.
- Упадая
- с высоты,
- пол
- метут
- шлейфы .......
- ..........................
- Брошки блещут ...
- на тебе! -
- с платья
- с полуголого.
- Эх,
- к такому платью бы
- да еще бы ...
- голову.
Парижанка
- .........................
- Не знаю, право,
- молода
- или стара она,
- до желтизны
- отшлифованная
- в лощенном хамье.
- Служит
- она
- в уборной ресторана,
- маленького ресторана -
- Гранд-Шрмьер.
- Выпившим бургунского
- может захотеться
- для облегчения
- пойти пройтись.
- Дело мадмуазель
- подавать полотенца .......
- ..........................
- пудрой подпудрит,
- духами попрыщет,
- подаст пипифакс
- и лужу подотрет.
- Раба чревоугодий
- торчит без солнца,
- в клозетной шахте
- по суткам клопея ........
- ......................
- Очень
- трудно
- в Париже
- женщине,
- если
- женщина
- не продается,
- а служит.
1_ 2_ 3_
4_
<5>
|
|
|
|