Главная

О проекте

Форум

Ссылки

Гостевая

О проекте

 

Владимир Маяковский.

Владимир Маяковский: ВСЁ-ВСЕМ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМОСКОВСКОМ СОБРАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ"
21 февраля 1930 года

Товарищи, я сознательно выступаю не в концертном отделении вечера "Комсомольской правды", а после вступительного слова т. Троицкого. Дело в том, что кон-цертное отделение обязательно связано с игривостью в голосе, с красивыми манерами, с отставлением ножки в балетных па и т. д. Пора, товарищи, нам переключить уважение к литературе из эстетического отношения в об-щественное, в социальное, в политическое отношение. (Аплодисменты.) Пора, товарищи, сделать нам литературу из голосовых упражнений действительным оружием нашей повседневной, огромной и в мелочах и в больших проблемах <жизни>.

Вот здесь т. Троицкий говорил о важнейших задачах "Комсомольской правды", о проведении промфинплана, об участии бригад в деле строительства социализма и т. д. Поэтов сегодня назначено шесть штук, а кроме Молчанова никто не пришел. Остальные сидят и ждут, когда наступит момент выявления своих собственных ли-рических переживаний.

Сейчас в сравнении с прошлыми годами, с прошлыми месяцами и неделями перед комсомолом стали десятки новых проблем. Ну, скажем, двадцать пять тысяч про-летариев на фронте нашего колхозного строительства - первая проблема; другая проблема-от ударных бригад к ударным цехам, от цехов к ударным заводам.

Следующая проблема-солидарности международно-го пролетариата возрастает. Мы знаем речи чехословац-ких депутатов; мы знаем сегодня речь депутата в поль-ском сейме, который открыто говорит, что фашистское правительство, заключая договор с германским прави-тельством, подготовляет интервенцию против Советско-го Союза, и т. д., и т. д.

Мы знаем десятки жгучих и важных проблем сегод-няшнего дня. А где поэт? Куда, к чертовой матери, эти поэты запропастились? Их нет ни в одной газете, и в том числе и в "Комсомольской правде". Мы должны сказать, что наша литература углубилась в голое эстет-ство. В поисках самовыражения, лирической сущности своей собственной души литератор оторвался от самого главного: быть активным бойцом, активным работником на фронте нашего социалистического строительства. (Аплодисменты.) Я очень рад, что комсомольская аудитория, к которой я обращаюсь все время с начала революции, к которой я обращался и раньше, когда го-ворил о молодых кадрах в любой отрасли культурной работы, я очень рад, что комсомольское собрание меня поддерживает. Взгляды редакции "Комсомольской прав-ды" на этот вопрос от моих взглядов не отличаются. Прав т. Троицкий, когда говорит, что комсомольцы должны стать активными участниками и работниками "Комсомольской правды". Что значит стать активным участником в "Комсомольской правде"? Это перво-наперво вынуть перо и уметь им так или иначе выводить буквы, уметь писать.

Я утверждаю категорически, что это самое оружие у нас вытащено из рук или направляется неправильно, неверными руками. Если товарищи политически в лите-ратурной странице "Комсомольской правды" вели пра-вильную борьбу против так называемых конструктиви-стов, которые являются, как я сказал на конференции РАПП, не индустриалистами, т. е. пролетариями, стара-ющимися в порядке проведения пятилетнего плана, в порядке осуществления социализма расширить индуст-риализацию Советской страны, а они являются индустряловцами, они хотят провести индустриализацию, как устряловцы,-то все же в этих страницах много недостатков. Она < "Комсомольская правда" > правильно вела борьбу против тех, кто говорит: безразлично, ка-кая техника окажется в наших руках, черт с ней, с классовой борьбой. Правильно т. Троицкий говорит о решительной борьбе против этой группы. Права "Комсомольская правда", когда она ведет борьбу против этих поэтов, и права, когда хочет в ближайшее вре-мя развернуть борьбу против омещанивания, загнива-ния бывших пролетарских поэтов, которые сегодня ста-новятся трубадурами, а иногда и трубодураками совре-менного мещанства.

Сейчас, в эпоху обострения классовой борьбы, когда мы выкорчевываем последние корни капитализма и кула-чества в нашей стране, когда требуется самое ясное по-нимание классовых задач комсомолом на всех фронтах, в частности в области литературы, мы не можем отсту-пить назад и не быть водителями современной фаланги общественности, современного войска литературы. Я употребил слово "фаланга" и подумал: черт его знает, что такое фаланга. Я беру сегодняшний номер журнала "Пятидневка", там написано: "Коммунисты - в желез-ную фалангу". Ну, а кто знает, что такое фаланга? Она существовала только в греческой истории. Вот коммуни-сты в этой фразе - понятно. А фаланга - может быть, это ядовитое животное. Почему не сказать: коммуни-сты - в железные ряды.

Сегодня я видел карикатуру: бюрократ из рога изо-билия кидает бумажки на стол другого бюрократа. Кому из современных читателей этот чертовый рог изобилия понятен? Это-графическое изображение из греческой мифологии, а сейчас это - труба от громкоговорителя радио. Комсомолец смотрит и думает: чего он из радио-трубы кидает? Вот как отнесется к этой карикатуре вся-кий, кто посмотрит на нее открытыми глазами.

Мы знаем, что литературная работа, показ эстетики являются надстроечным вопросом над основными вопро-сами построения экономической жизни Советского Сою-за. Мы знаем, что сейчас, на тринадцатом году сущест-вования Советской республики, эти вопросы должны быть поставлены.

И вот со всей ответственностью писателя, который старается поставить свое перо при любых условиях на службу социалистического строительства, я вам говорю, что те переживания и разглагольствования лирического порядка, которые проводятся Так называемыми нашими поэтами через так называемые наши страницы на девя-носто процентов в наших условиях,- это старый, про-житый день нашей литературы.

Сейчас развернулось колоссальное движение ТРАМа. Я выступал месяц назад на Колпинском заводе, за трид-цать верст от Ленинграда. Вы представьте себе положе-ние писателя, который изъездил огромные центры быв-шей России, теперь Советской республики, был в Харь-кове, Киеве, Минске, Саратове. Но кто мог предпола-гать существование какого-то Колпина,- Колпина, где сколько-то тысяч жителей?!

И вот в зале, который больше зала Московского ко-митета, собираются восемьсот - девятьсот колпинских рабочих, которые вооружены по последнему слову лите-ратурной техники и литературных знаний. Они задают такие вопросы после чтения писателя и поэта, какие, я предполагаю, в любой культурной аудитории любой Ев-ропы могут быть заданы. Это показывает страшный рост и расширение сектора возможностей наших литера-турных произведений. Я разговаривал с трамовцем, де-вятнадцатилетним парнишкой. Он мне рассказывал схе-мы своей драмы, перед которой я развесил уши. Я две-надцать лет пишу и занимаюсь театральной работой, я - драмщик и человек, знающий это дело, и развесил уши. До того мне понравилось. Он говорит: вот у наших комсомольцев часто скука бывает. Смотришь, парень опустил ресницы на карие глаза и загрустил. Девушка у станка загрустила... и вдруг рука попадает в штампо-вальный станок. Я хочу в своей драме-пьесе определить, как сходит с человека скука и как она драматически раз-решается.

И такая замечательная проблема исходит из гущи нашего рабочего комсомольского молодняка. Она пока-залась мне более существенной и важной, чем любое исследование старых писателей. Почему в литературе нашей нет ничего подобного? Почему мы имеем семь-восемь профессиональных нытиков, профессиональных комсомольских плакальщиков, которые пишут изо дня в день в газете, а не имеем полного сращивания с нашей производственной темой?

Я заявляю сегодня и проведу это в жизнь: я пойду в ближайшие дни на большое предприятие Москвы, со-беру ребят, которые занимаются корявым писанием, переделыванием фактов в рифмы, <но> не занимаются на-сущной жизнью на заводе, и постараюсь сделать такую же работу, как ТРАМ,- создать поэму "Электрозавод". Не только поэму Маяковского, как есть, а передав мыс-ли и чаяния лучшей части, авангардной части этого за-вода. (Аплодисменты.)

Почему, товарищи, эти важнейшие вопросы сегод-няшней литературы ни в какой степени не разрешаются "Комсомольской правдой"? Выступаю я после т. Троицкого, не в разлад с ним, а в дополнение, я требую от этого собрания и всей ком-сомольской массы активной поддержки тех, кто борется за настоящую поэзию, за становление сегодняшнего пи-сателя активным участником социалистического строи-тельства. (Бурные аплодисменты.)

 

 
 
   
 
       

Copyright © 2010
Hosted by uCoz