О проекте | |||||||||||||||||
Владимир Маяковский.
|
|
||||||||||||||||
Владимир Маяковский: ВСЁ- ВСЕМ КЛОП
Это - феерическая комедия в 5 действиях и в 9 кар-тинах.
Мне самому трудно одного себя считать автором ко-медии. Обработанный и вошедший в комедию мате-риал - это громада обывательских фактов, шедших в мои руки и голову со всех сторон, во все время газет-ной и публицистической работы, особенно по "Комсо-мольской правде".
Эти факты, незначительные в отдельности, прессова-лись и собирались мною в две центральные фигуры ко-медии: Присыпкин, переделавший для изящества свою фамилию в Пьера Скрипкина,- бывший рабочий, ныне жених, и Олег Баян - подхалимничающий самородок из бывших владельцев.
Газетная работа отстоялась в то, что моя комедия- публицистическая, проблемная, тенденциозная.
Проблема-разоблачение сегодняшнего мещанства.
Я старался всячески отличить комедию от обычного типа отображающих, задним числом писанных вещей.
Основная трудность - это перевести факты на теат-ральный язык действия и занимательности.
Сухой перечень картин таков:
1. Присыпкин и Баян на деньги мамаши Ренесанс закупают для предстоящего красного бракосочетания красную ветчину, красноголовые бутылки и красное прочее.
2. Молодняцкое общежитие обсуждает бегство Присыпкина из окопов трудного быта и за выстрелом само-убийцы Зои Березкиной, любившей Присыпкина, вы-швыривает "жениха", с треском отрывающегося от сво-его класса.
3. Съезжались к загсу трамваи. Там пышная свадьба была.
Свадьба Присыпкина и Эльзевиры Ренесанс - маникюрщицы, обстригшей бывшие присыпкинские когти.
4. Пожар уничтожает всех действующих лиц. Среди живых нет никого. Среди трупов не досчитывается один - судя по ненахождению, сгоревший по мелочам.
Выводы:
5. Проходят десять пятилеток строительства и борь-бы за культуру. Труп по мелочам не сгорел. Целого и замороженного в ливне воды пожарных Присыпкина обнаружили в бывшем погребе. Механическое голосова-ние всей Федерации постановило Присыпкина воскре-сить.
Последние новости про оттаивающее, водкой питающееся Млекопитающее таковы.
6. Млекопитающее разморожено вместе с уползаю-щим на стену прекрасным дородным клопом образца 28-го года.
"Автодоры" и прочее бывшего Тамбова сразили Присыпкина. Он падает на руки бывшей стреляющейся, теперь здоровой, но постаревшей на пятьдесят лет Зои Березкиной.
7. Репортер рассказывает о страшной "Трехгорной" эпидемии, заражающей город. Рабочие, производившие "пиво" для облегчения Присыпкину трудностей перехо-да к культурному времени, массой ложатся в больни-цы, сраженные однажды и случайно попробованным ал-коголем. Даже собаки дома, где проживает Присыпкин, заражены микробами подхалимства, не лают и не бега-ют, а только "служат", стоя на задних лапках.
О девушках и говорить не приходится: они пораже-ны приступами романсовой влюбленности.
По городу идет охота на невиданное насекомое "клопус нормалис", случайно обнаруженное черной точкой на белой стене и после долгих засад водворяемое в ла-рей директора зоосада.
8. Все попытки сделать из Присыпкина будущего че-ловека разит неудача. Врачи отказываются от этого дыщашего спиртным перегаром существа. Самому сущест-ву привыкшему к мокрой водочной жизни, отвратитель-на стеклянная чистота. Существо протестует против того, что его разморозили для того, чтобы засушить. Существо раскидывает предлагаемые ему развлечения вроде книги Муссолини "Письма из ссылки". Пришед-шее в отчаяние существо приведено в радужные чувства только объявлением зоосада о поисках человекообраз-ного существа для ежедневных обкусываний и для со-держания свежеприобретенного насекомого в нормальных зверьих условиях...
И даже Березкина изумляется, что пятьдесят лет на-зад она чуть не кончилась от этакой мрази.
9. На открытие зоологического сада стекся город. После обнародованных перипетий охоты и борьбы от-крывается клетка двух экспонатов-"клопус нормалис" и чуть было не принятый за
"homo sapiens" и даже за его высший вид - за трудящегося - Присыпкин, ока-завшийся по изучении мимикрийных признаков не чело-веком, а простым "обывателиус вульгарис".
Директор зоосада демонстрирует экспонат собрав-шимся отцам города, и готовый показать свои штуки - человекообразные манеры и речь - Присыпкин вдруг останавливает глаз на зрительном зале и в диком недо-умении радости, возмущенный одиночным заключением, зовет в клетку неизвестно когда размороженных, как две капли воды похожих на Присыпкина, зрителей.
Галлюцинирующего Присыпкина, конечно, загоняют в клетку, и последние его фразы служители разгоняют вентиляторами.
"Музыка, марш!"
Канва действия вся.
Пьеса (она же и обозрение) написана. Первая ее встреча со слушателями, с теми, кто ее будет осуществ-лять,- встреча для пьесы приятная. Те, для кого пьеса написана, сказали свое "хорошо". Это ни в коей мере не значит, что пьеса в моем воображении лавровая. Пьесы -не художественные шедевры. Пьеса- это ору-жие нашей борьбы. Его нужно часто навастривать и прочищать большими коллективами.
Мы проведем пьесу еще до постановки через большое количество комсомольских собраний и, если понадобит-ся, будем вносить изменения в текст и в ситуации.
Но даже так обточенная и очищенная пьеса - это только одно из слагаемых.
Сила влияния комедии на зрителя может быть уде-сятерена (а то и уничтожена) актерами, оформляющими, рабочими сцены, музыкантами и т. д.
Но, конечно, главное зависит от того, насколько раз-махнется со всей своей отдохнувшей силой В. Э. Мейер-хольд. Я уверен, что размахнется здорово.
[1929]
|
|||||||||||||||||
Copyright © 2010 |
|||||||||||||||||