О проекте | |||||||||||||||||
Владимир Маяковский.
|
|
||||||||||||||||
Владимир Маяковский: ВСЁ- ВСЕМ КАЗАЛОСЬ БЫ ЯСНО...
Поэт и газета - это сопоставление чаще и чаще вы-ныривает из газетных статей.
"Чистые" литераторы орут - газета снижает стиль, газета повседневностью оттягивает от углубленных тем.
"Газетчик", с легкой руки Тальникова, начинает ста-новиться в определении писательских размеров чуть не бранным словом.
В последних критических статьях (Гроссман-Рощин в журнале "На литературном посту". Тальников в "Красной нови", Горбов в "Красной ниве" и т. д.) это эстетское высокомерие начинает становиться угро-жающим, тормозящим революционную литературу фактом.
Газетчики, отгрызайтесь!
Газетчик против углубленных тем. Ерунда! Да, мы требуем литературу, основанную на факте. Мелочность темы - это мелкота собранных фактов.
Можно написать основанный на случайном событии памфлет на Чемберлена. Давать углубленную литерату-ру - это не значит заменить Чемберлена космосом. А это значит подобрать именно на этого Чемберлена большее число именно его касающихся фактов- типи-зировать, систематизировать, обрабатывать, но с един-ственным устремлением, если фельетон был щелчком,- углубленная литературная вещь пусть ляжет кулаком на чемберлений цилиндр.
Разница газетчика и писателя - это не целевая раз-ница, а только разница словесной обработки.
Механическое внедрение в газету писателя со стары-ми литературными навыками (вчерашний лозунг Лефа) - этого уже недостаточно.
Всегдашний наш лозунг антилитературы и огазетчивания сегодня акцентируется по-новому. Мы за единственную борьбу активных агитаторов строительства коммуны против эстетов с проповедью аполитичности, против отображений задним числом и прочей архаиче-ской и мистической чуши.
Мы настолько сейчас изощрены в поэтической техни-ке и в способах владения словом, что состязаться в этой области скучно и непродуктивно.
Было много противоречивых определений поэзии. Мы выдвигаем единственное правильное и новое, это - "поэзия - путь к социализму".
Сейчас этот путь идет между газетными полями.
Нелепо относиться к газете как к дурному обществу, принижающему поэтическую культуру. Технически газе-та - это 1 000 000 экз. и больше ничего.
Давай газете, пропускай через газету вещи любой литературной точенности. Злободневность вещи являет-ся результатом не наспех склеенных строк, а запасом поэтических оборотов и заготовок, делаемых поэтом за-годя, но в тренировке на быстроту выполнения и отзыва по массе аналогичных фактов.
Газета не только не располагает писателя к халтуре, а, наоборот, искореняет его неряшливость и приучает его к ответственности.
Чистое поэтическое толстожурнальное произведение имеет только один критерий - "нравиться". Работа в газете вводит поэта в другие критерии-"правильно", "своевременно", "важно", "обще", "проверено" и т. д., и т. д.
Эти требования возбуждают поэтическую изобрета-тельность. Например, в "Комс. правде" есть литератур-ная страница. На ней часто появляются стихи. В разгар борьбы с хулиганством какой-то поэт писал в лириче-ском стихотворении о подстреленной им птице что-то вроде:
Разве убийство для смеха не есть лирическая апология хулиганства?
Я нарочно привожу пример наиболее близкой мне и правильно бьющей газеты, конечно, не могущей сде-лать такой ляпсус ни в одной публицистической замет-ке привожу только как разницу подходов. Здесь вина исключительно поэта. Поэт чувствует свою полную без-ответственность. Из меня, мол, оргвыводов делать не будут. Прочтут и забудут.
Сегодняшний лозунг поэта - это не простое вхожде-ние в газету. Сегодня быть поэтом-газетчиком-значит подчинить всю свою литературную деятельность публи-цистическим, пропагандистским, активным задачам строящегося коммунизма.
Только с этой точки зрения надо понимать лозунг, выдвигаемый нами в противовес бывшим лефовским ло-зунгам,- "амнистия стихам и поэмам".
До сих пор литературные группировки боролись между собой по формальным отличиям. Стеклов - за ямбы, а Леф - за другие размерчики.
Сейчас мы против литературных борьбишек! Мы, газетчики, часто сами виноваты в умалении на-шей работы. Мы прибедняемся, завидуя вдохновенным, и почесываем им пятки рецензиями, библиографиями, отчетами и т. п.
Нам надо пересмотреть писателей без различия ро-дов словесного оружия - по их социальной значимости. И не придется ли, пересмотрев, яатравиться "черной" литературной кости на белую?
[1929]
|
|||||||||||||||||
Copyright © 2010 |
|||||||||||||||||