О проекте | |||||||||||||||||
Владимир Маяковский.
|
|
||||||||||||||||
ПРИМЕЧАНИЕ: Статья "Как делать стихи?", написанная, по всей вероятности, в марте-мае 1926 года, - своеобразный итог литературно-критической деятельности Маяковского. Она направлена против шаблона и штампа в поэзии и литературной критики. Сам поэт неоднократно подчеркивал ее ярко выраженный полемический характер. "Мной написана книжка на тему "Как делать стихи?", - сообщал он в предисловии к отрывку статьи, напечатанному в газете "Заря Востока" 5 июня 1926 года. - В этой книге я стараюсь подойти к поэзии не как свалочному месту для древностей - ямбов, хореев, сонетов и т.д., а как к живому производственному процессу. Одним из основных моментов поэтического произведения является "социальный заказ". Во второй части моей книги... я стараюсь обосновать это понятие на живом факте писания одного из стихотворений".
!!! Внимание. Далее приводится лишь отрывок !!!
Я должен писать на эту тему.
На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками различных производственных словесных ассоциаций (рап, тап, пап и др.), в расправе с критиками - мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную, старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.
Наоборот - снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.
Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что' внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились - простите! С поэзией прошлого ругаться не приходиться - это нам учебный материал.
Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. На тех, кто все величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что и им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса.
Разоблачить этих господ нетрудно.
Достаточно сравнить тятьянинскую любовь и "науку, которую воспел Назон", с проектом закона о браке, прочесть про пушкинский "разочарованный лорнет" донецким шахтерам или бежать перед первомайскими колоннами и голосить: "Мой дядя самых честных правил".
|
|||||||||||||||||
Copyright © 2010 |
|||||||||||||||||