О проекте | |||||||||||||||||
Владимир Маяковский.
|
|
||||||||||||||||
Был вой трубы — как будто лили любовь и похоть медью труб . ("Порт", 1912) бросаю в бубны улиц дробь я ("Уличное", 1913) заиграет вечер на гобоях ржавых ("Несколько слов о моей маме", 1913) Ищите жирных в домах-скорлупах и в бубен брюха веселье бейте! Схватите за ноги глухих и глупых и дуйте в уши им, как в ноздри флейте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Все вы, люди, лишь бубенцы на колпаке у бога. ("Владимир Маяковский", 1913) Картина музыкальной культуры дионисийского типа создаётся в стихах Маяковского не только в результате подбора фрагментов из разных текстов. В сюжете стихотворения "Скрипка и немножко нервно" (1914) с самого начала задан конфликт между "скрипкой" и "оркестром", состоящим из духовых ("меднорожий геликон") и ударных инструментов ("барабан", "тарелка"): Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта ... В стихотворении "Кое-что по поводу дирижёра" (1915) посетителей ресторана по приказу дирижёра преследуют своим "плачем" духовые инструменты: И сразу тому, который в бороду толстую сёмгу вкусно нёс, труба — изловчившись — в сытую морду ударила горстью медных слёз. Ещё не успел он, между икотами, выпихнуть крик в золотую челюсть, его избитые тромбонами и фаготами смяли и скакали через. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В самые зубы туше опоенной втиснул трубу , как медный калач, дул и слушал — раздутым удвоенный, мечется в брюхе плач. Своеобразным развитием антитезы "кифара Аполлона и флейта Марсия — Диониса" отмечен у Маяковского фрагмент пролога поэмы "Облако в штанах" (1915): Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на литавры ложит грубый. В истории европейской лирики дионисийский характер музыкального мироощущения раннего Маяковского и, в частности, его флейта в начале поэмы (заглавие + рисунок + заявление в прологе) находит свою противоположность в одах Пиндара: "Высший апофеоз поэзии у Пиндара, — пишет М.Л. Гаспаров, — это 1 Пифийская ода с её восхвалением лиры, символа вселенского порядка, звуки которой несут умиротворение и блаженство всем, кто причастен мировой гармонии, и повергают в безумие всех, кто ей враждебен" [Гаспаров 1980, с. 377]. Таким образом, с точки зрения противоположности лиры и флейты, начало первой Пифийской оды:
|
|||||||||||||||||
Прически, стрижки и реконструкция волос Работают профессионалы. Copyright © 2010 |
|||||||||||||||||