Главная

О проекте

Форум

Ссылки

Гостевая

О проекте

 

Владимир Маяковский.

Владимир Маяковский: ВСЁ- ВСЕМ
КАЗАЛОСЬ БЫ ЯСНО...

Поэт и газета - это сопоставление чаще и чаще вы-ныривает из газетных статей.

"Чистые" литераторы орут - газета снижает стиль, газета повседневностью оттягивает от углубленных тем.

"Газетчик", с легкой руки Тальникова, начинает ста-новиться в определении писательских размеров чуть не бранным словом.

В последних критических статьях (Гроссман-Рощин в журнале "На литературном посту". Тальников в "Красной нови", Горбов в "Красной ниве" и т. д.) это эстетское высокомерие начинает становиться угро-жающим, тормозящим революционную литературу фактом.

Газетчики, отгрызайтесь!

Газетчик против углубленных тем. Ерунда! Да, мы требуем литературу, основанную на факте. Мелочность темы - это мелкота собранных фактов.

Можно написать основанный на случайном событии памфлет на Чемберлена. Давать углубленную литерату-ру - это не значит заменить Чемберлена космосом. А это значит подобрать именно на этого Чемберлена большее число именно его касающихся фактов- типи-зировать, систематизировать, обрабатывать, но с един-ственным устремлением, если фельетон был щелчком,- углубленная литературная вещь пусть ляжет кулаком на чемберлений цилиндр.

Разница газетчика и писателя - это не целевая раз-ница, а только разница словесной обработки.

Механическое внедрение в газету писателя со стары-ми литературными навыками (вчерашний лозунг Лефа) - этого уже недостаточно. Всегдашний наш лозунг антилитературы и огазетчивания сегодня акцентируется по-новому. Мы за единственную борьбу активных агитаторов строительства коммуны против эстетов с проповедью аполитичности, против отображений задним числом и прочей архаиче-ской и мистической чуши.

Мы настолько сейчас изощрены в поэтической техни-ке и в способах владения словом, что состязаться в этой области скучно и непродуктивно.

Было много противоречивых определений поэзии. Мы выдвигаем единственное правильное и новое, это - "поэзия - путь к социализму".

Сейчас этот путь идет между газетными полями.

Нелепо относиться к газете как к дурному обществу, принижающему поэтическую культуру. Технически газе-та - это 1 000 000 экз. и больше ничего.

Давай газете, пропускай через газету вещи любой литературной точенности. Злободневность вещи являет-ся результатом не наспех склеенных строк, а запасом поэтических оборотов и заготовок, делаемых поэтом за-годя, но в тренировке на быстроту выполнения и отзыва по массе аналогичных фактов.

Газета не только не располагает писателя к халтуре, а, наоборот, искореняет его неряшливость и приучает его к ответственности.

Чистое поэтическое толстожурнальное произведение имеет только один критерий - "нравиться". Работа в газете вводит поэта в другие критерии-"правильно", "своевременно", "важно", "обще", "проверено" и т. д., и т. д.

Эти требования возбуждают поэтическую изобрета-тельность. Например, в "Комс. правде" есть литератур-ная страница. На ней часто появляются стихи. В разгар борьбы с хулиганством какой-то поэт писал в лириче-ском стихотворении о подстреленной им птице что-то вроде:

  • Горами прокатилось эхо,
  • Убил я птицу.
  • Для чего убил?
  • А просто так, для смеха.

Разве убийство для смеха не есть лирическая апология хулиганства?

Я нарочно привожу пример наиболее близкой мне и правильно бьющей газеты, конечно, не могущей сде-лать такой ляпсус ни в одной публицистической замет-ке привожу только как разницу подходов. Здесь вина исключительно поэта. Поэт чувствует свою полную без-ответственность. Из меня, мол, оргвыводов делать не будут. Прочтут и забудут.

Сегодняшний лозунг поэта - это не простое вхожде-ние в газету. Сегодня быть поэтом-газетчиком-значит подчинить всю свою литературную деятельность публи-цистическим, пропагандистским, активным задачам строящегося коммунизма.

Только с этой точки зрения надо понимать лозунг, выдвигаемый нами в противовес бывшим лефовским ло-зунгам,- "амнистия стихам и поэмам".

До сих пор литературные группировки боролись между собой по формальным отличиям. Стеклов - за ямбы, а Леф - за другие размерчики.

Сейчас мы против литературных борьбишек! Мы, газетчики, часто сами виноваты в умалении на-шей работы. Мы прибедняемся, завидуя вдохновенным, и почесываем им пятки рецензиями, библиографиями, отчетами и т. п.

Нам надо пересмотреть писателей без различия ро-дов словесного оружия - по их социальной значимости. И не придется ли, пересмотрев, яатравиться "черной" литературной кости на белую?

[1929]

 

 
 
   
 
       

Copyright © 2010
Hosted by uCoz