Главная

О проекте

Форум

Ссылки

Гостевая

О проекте

 

Владимир Маяковский.

В РСФСР появился, появившись - размножиться и в настоящее время усердно и успешно работает целый ряд сатирических журналов: партийные - "Крокодил", "Красный перец", просто журнал "Мухомор" (Питер). Просто литературные журналы объявляют о сатирических отделах ("Прожектор"), газеты больше чем когда-нибудь печатают сатирические стихи и фельетоны. Редкий номер "Правды" или "Известий" обходится без карикатуры.

Общее впечатление: количество и отчасти уровень сатиры сильно повысились.

Чем объяснить?

Во-первых, конечно, нашей политической победой и рядом наших экономических побед.

Открылась возможность серьезнее почистить советское "нутро".

Если раньше скромная карикатура на редактора какой-нибудь РОСТА вызывала сетование "сановника" на "подрывание основ", то теперь мы видим (напр., в карикатуре "Крокодила" по поводу празднования дня реализации урожая) целую "пляску Наркомов".

Это первое условие - возможность смеха. Но этого мало. Необходимо "профессиональное" поднятие квалификации сатирика.

Вот это - область, поддающаяся любому обучению.

Тем смешных нет. Каждую тему можно обработать сатирически.

Есть, правда, темы, которые напрашиваются на смех, напр.: соглашатель, эмигрант, саботажник. Эти темы вызовут улыбку даже при минимальной обработке. Но при таковой - "смешное" быстро истирается, тема становится надоевшей.

Необходима и обработка материала.

Если это литературное произведение, должно быть заострено слово.

Разобрать в маленькой статье много возможностей трудно. Приведу только несколько приемов.

Напр., частушка. Почему запоминается такое четверостишие?

  • Милкой мне в подарок бурка
  • И носки подарены -
  • Мчит Юденич с Петербурга
  • Как наскипидаренный.
Потому что шаблонная тема о Юдениче заострена этой легкой, но продуманной и необычной рифмой "наскипидаренный". При шаблонности темы - обработка вызывает все-таки смех.

Например, для прозы. В последнем номере "Крокодила" есть блестящая строка к рисунку на рурскую тему:

  • "Убийцы из-за угля".
В чем сила, в чем сатиричность этой фразы?

В том, что взято обычное выражение "убийцы из-за угла" и изменением одной буквы дан совершенно новый, даже на первый взгляд "страшный" смысл.

Важно, например, для стиха, чтоб он был в "смешном" размере, уже самым ритмом вызывая смех. Например, стих Д. Бедного о Вандервельде:

  • Посмотрите, Наркомюст, Наркомюст,
  • Что за ножки, что за бюст,
  • Да.
Применение к серьезному предмету шансонетки - смешит. Даже эти беглые примеры показывают: что смех - в обработке, что обработка эта имеет свои законы, что, следовательно, сатирик не рождается, а учится своему делу, сознательно выработанные приемы дают непроизвольный смех.

Сатира растет - нужно дать ей высшую квалификацию.

[1923]

 

 
 
   
 
       

Copyright © 2010
Hosted by uCoz